Релевантность (от relevo) – уровень соответствия контента ресурса введенному поисковому запросу с позиции системы поиска.  Рассматривается поисковыми алгоритмами как наличие в тексте определенных ключей, фраз аналогичных тем, что имеются  в пользовательском запросе.

В сети встречается измененный сленговый термин – ревалентность, принято считать, что это синоним релевантности.

Обоснование использования

Определение системами поиска релевантности текста является важнейшим этапом при установлении его соответствия  пользовательским запросам.  Формирование выдачи базируется в основном на определении  релевантности, от нее зависит качество информации, предоставляемой пользователям.

Процесс определения релевантности

Алгоритмы систем поиска различны, однако имеют основные общие позиции, по которым идет оценка релевантности.

Внутренние характеристики оценки

Важнейшая часть оценки - анализ внутренних характеристик. Чем плотнее соответствие ресурса внутренним параметрам оценки, тем лучше выполнена задача оптимизации. К ним относят:

  • плотность ключей (их частоту во всем тексте);
  • распределение ключей по тексту, местоположение;
  • уровень тождественности введенного запроса пассажу на странице;
  • использование синонимов, словоформ ключей;
  • наличие ключей в метатегах (title, keywords, description);
  • число страниц и объем контента;
  • частоту обновлений страниц;
  • использование внутренней перелинковки.

Многие параметры напрямую не относятся к смысловой релевантности, однако оцениваются системами поиска как важные ее части.

Внешние характеристики оценки

Анализ внешних характеристик релевантности не всегда оправдан, однако позволяет относительно точно оценить соответствие контента на перелинкованных ресурсах и принять решение о его идентичности введенному пользователем запросу.  К внешним характеристикам относят:

  • показатели вИЦ и PageRank;
  • трафик;
  • число обращений к странице по запросам;
  • возраст используемого домена.

Пертинентность

Многие в качестве синонима релевантности используют термин «пертинентность», это не совсем грамотно. Пертинентность – пользовательский  критерий оценки, при котором сам пользователь сравнивает результаты выдачи  с введенным запросом.  При этом результаты могут быть абсолютно релевантны, но не пертинентны. Например, пользователь вводит запрос «чайка», ожидая увидеть результаты о постановках по мотивам произведения А.П.Чехова «Чайка», однако он получит вполне релевантную выдачу о птицах чайках при  фактически нулевой пертинентности. 

Системы поиска видоизменяют алгоритмы, решая задачу обеспечения предельной  пертинентности и релевантности выдачи запросам пользователей. Пока, к сожалению, эта задача еще требует новых и неординарных решений.

См. дополнительно: