Юзабилити сайта (от usability) – характеристика, отражающая удобство пользования ресурсом (его интерфейсом) с позиции посетителя. В качестве слов синонимов допустимо использование терминов «эргономичность», «удобство».

Уровень юзабилити оценивается путем анализа нескольких факторов:

  • Эффективность работы. Выражается в комфортности и скорости выполнения задач, на которых ориентирован ресурс и которые требуются пользователям.
  • Легкость  обучения. Оценивается временем, необходимым пользователям, попавшим на сайт впервые, для освоения простых манипуляций и сервисов, предоставляемых ресурсом.
  • Легкость запоминания. Характеризуется объемом навигационных особенностей, который пользователи могут запомнить после однократного посещения, и тем, не придется и им изучать интерфейс и навигации заново при повторном визите.
  • Число ошибок и их сложность. Оценивается наличием ошибок, совершаемых пользователями при работе с ресурсом, их сложностью, а так же возможностью быстрого и легкого их исправления.
  • Общее восприятие. Субъективная оценка, находящаяся на уровне «нравится» или «не нравится» пользователям работа с ресурсом.

Значение юзабилити

Исследования компании  Forrester Research говорят о том, что неудобная навигация и работа в интеренет-магазинах приводит к потере 50% потенциальных покупателей, причем боле 40% из них никогда не возвращаются к этому ресурсу.  Эти нелицеприятные цифры  свидетельствуют о том, что  уровень юзабилити является  серьезным фактором, который участвует в привлечении  аудитории и продвижении ресурса. Как правило, пользователи предпочитают быстрые, легкие и удобные ресурсы тем, чью загрузку необходимо ожидать достаточно долго. 

Никто и никогда не учит «общению» с сайтом, не существует методик обучения или инструкций. Пользователь, попавший на ресурс, должен интуитивно понять, как ему следует себя вести, и чем проще ему это будет, тем больше вероятность, что он останется и придет на сайт повторно.  Для вебмастера или владельца сайта - это прямая дорога к улучшению показателей конверсии и уровня посещаемости.

Этапы создания высокой степени юзабилити

Создание качественного юзабилити ресурса подразумевает последовательное исполнение двух этапов: разработки и тестирования.

Этап разработки включает в себя определение общего направления интерфейса и создание практических решений, направленных на максимальное  удовлетворение предполагаемых требований пользователей. Он разделен на несколько ступеней:

  • Сбор информации  и требований к интерфейсу и навигации.
  • Создание рабочих прообразов ресурса.
  • Оценка результата и сравнение с другими возможными вариантами.
  • Анализ возникающих проблем.
  • Разработка предложений для тестирования.

Этап тестирования предполагает активную работу пользователя-тестировщика с рабочим прообразом ресурса, выполнения им определенного перечня задач, подробную запись всевозможных ошибок, нюансов,  неточностей и  разговоров пользователя. При этом обращается внимание на:

  • ошибки пользователей;
  • последовательность действий пользователей;
  • сложности, возникающие в процессе работы;
  • скорость работы и выполнения задач;
  • субъективные пользовательские ощущения.

Единственная цель, с которой проводится тестирование, состоит в определении всевозможных проблем и неполадок, которые могут возникать в ходе работы пользователей, и мероприятия по их полному устранению. 

Разработка

Подготовительные мероприятия

Цель подготовительных мероприятий при разработке юзабилити - сбор информации о направленности ресурса и оценка его целевой аудитории. Они включают:

  • определение четкой цели, для  которой создается сайт;
  • обозначение целевой  аудитории сайта, ее характеристик и целей посещения сайта.

В сопоставлении конкретной темы ресурса и особенностей его аудитории вырабатываются решения по необходимому уровню юзабилити.  При этом учитывается возможная степень подготовки пользователей,  необходимая простота и удобство навигации, и общее, субъективное восприятие сайта аудиторией.

Сбор информации

Этап сбора информации возможен в том случае, если ресурс действует и может оцениваться пользователями.  Благодаря их активности можно получить исчерпывающую информацию о уровне юзабилити. Общение с пользователями и анализ их действий  осуществляется посредством:

  • сервисов обратной связи;
  • анализа логов сервера.

Создание прообраза

Оценка уровня юзабилити действующего ресурса всегда эффективнее, нежели голословное обсуждение некого эфемерного образа.  Именно поэтому создается прообраз ресурса, содержащий минимум графики и контента.  Пользователи-тестировщики оценивают навигацию  прообраза, удобство решения всевозможных задач. Для создания таких прообразов используют специализированное ПО,  например MS Visio или обычный HTML.

Наполнение контентом

Уровень юзабилиити немыслим без создания интересного, качественного контента. Именно эта часть сайта в большинстве случаев влияет на субъективное, но немаловажное восприятие ресурса пользователями. При этом следует оценивать  некоторые особенности чтения с электронных носителей. Как правило, при первом посещении страницы происходит зрительная беглая оценка контента, при которой не выполняется чтение текста. Внимание акцентируется лишь на некоторых привлекающих фразах, словах.  И только в случае возникновения интереса происходит дальнейшее подробное изучение написанного.

С учетом этого текст на странице разбивают на заголовки, выделяют важные слова,  формируют списки, таблицы.

Создание навигации

В процессе наполнения ресурса контентом, а так же после этого, уделяется особое внимание навигации.  Именно эта характеристика определяет удобство пользования  страницами ресурса, понятные и легко запоминающиеся переходы.

Тестирование

Заключительный этап оценки уровня юзабилити - тестирование. Процесс происходит в тесном взаимодействии с пользователями.  Задача тестирования - выявить максимальное количество проблем, недостатков, которые имеются в интерфейсе и навигации ресурса и препятствуют комфортной работе пользователя. Тестирование выполняется каждый раз после исправления найденных ошибок и заканчивается тогда, когда таковых больше не удалось обнаружить.

После прохождения всех этапов создания  юзабилити ресурса можно делать результирующие  выводы об уровне юзабилити и эффективности проведенных работ. 

См. дополнительно: