Клоакинг (от to cloak, сloaking)- метод оптимизации, относящийся к разряду «черных». Его сущность состоит в использовании различного контента на одних и тех же страницах – отдельно для поисковых машин и отдельно для пользователей.

Этот метод привлекает оптимизаторов, поскольку с помощью данных, специализированных под поисковых роботов, позволяет быстро поднять рейтинг в поисковой выдаче и сохранить привлекательность контента для пользователя.

В процессе идентификации происходит анализ данных, предоставляемых User-Agent, либо определяется IP-адрес. На основании этой информации и происходит подача того или иного содержимого страницы.

Обоснование применения клоакинга

Некоторые полагают, что клоакиг используется исключительно как лазейка для поднятия сайта в ТОП и получения максимальной прибыли. Есть достаточно недобросовестные владельцы, поднимающие рейтинг за счет клоакинга. Они предоставляют пользователям страницы с наполнением, совершенно не соответствующим запросам.

На самом деле существует более серьезные обоснования использования клоакинга:

  • Ориентированность на предпочтения пользователя. Благодаря использованию клоакинга, пользователю можно выдавать страницы на языке, который выбран в браузере. Именно так поступает Google, выдавая заглавную страницу google.com с учетом языковых и региональных настроек пользовательской системы.
  • Защита. Клоакиг позволяет предотвратить воровство содержимого страниц. В случае непредусмотренного копирования пользователю предлагается текст, отличный от оригинала, подвергающегося защите.
  • Геотаргетинг. С помощью клоакинга появляется возможность подстраивать содержимое страниц с учетом локализации пользователя, нализируя его IP-адрес.
  • Улучшение дизайна сайта. Подмена страниц для поисковых систем позволяет использовать в дизайне страниц структуры, которые не участвуют в процессе поисковой индексации.

Исполнение клоакинга

Клоакин достаточно сложен в исполнении, этот метод требует серьезных знаний программирования и приемов оптимизации страниц.

Осуществляется он при помощи скриптов, применяемых на веб-серверах. По данным User-Agent или IP-адресу скрипты позволяют определить принадлежность запроса роботу-поисковику или обычному пользователю.

Клоакинг по анализу User-Agent

Одновременно с запросом серверу отправляется параметр User-Agent. Он содержит сведения, которые помогают определить имя робота-поисковика и сверить его с данными, содержащимися в базе роботов. При совпадении имен происходит выдача страницы, разработанной для робота-поисковика. Если предоставленное имя отсутствует в базе, то сервер определяет его как обычного пользователя и выполняет соответствующую подмену страницы.

Данный метод относительно прост и достаточно продуктивен, однако имеет несколько недостатков. Как пользователь, так и робот, могут легко увидеть непредназначенные для них страницы, используя подмену имен.

Клоакинг по анализу IP-адреса

Несколько более продуктивным считается метод клоакинга по анализу IP – адреса. В отличие от предыдущего метода, происходит проверка IP – адреса отравителя запроса. Далее происходит поиск указанного адреса в базе роботов и при найденном соответствии робот-поисковик получает предназначенную для него страницу. При отсутствии адреса в базе роботов по запросу выдается пользовательская версия страницы.

Преимущество данного метода состоит в невозможности подмены IP адреса. Поэтому при наличии доступа к базе IP- адресов поисковых систем метод работает абсолютно адекватно. Единственный недостаток – сложность получения базы. Она постоянно обновляется и имеет достаточно высокую стоимость, что сказывается и на цене всего проекта.

Опытные оптимизаторы предпочитают использовать оба метода, добиваясь оптимального распознавания автора запроса.

Отношение поисковых систем к клоакингу

Поисковые системы терпимо относятся лишь к «белым» методам клоакинга, ориентированным на настройки браузера. В остальном считается, что это мусор, засоряющий базы поиска. На все обнаруженные сайты, использующие «черный» клоакинг, нещадно налагаются штрафные санкции, приводящие к бану.

Информация к размышлению

Представитель Google, Мэтт Каттс, подготовил выступление, отражающее мнение поисковых систем относительно клоакинга.

См. дополнительно: